Топливные резервуары

Топливные резервуары

Резервуары топливные
Топливные резервуары предназначены для хранения легковоспламеняющихся жидкостей. В связи с этим к их конструкции предъявляются особые требования, главными из которых являются:

  • герметичность;
  • безопасность при эксплуатации;
  • наличие систем сигнализации – световой и звуковой;
  • возможность постоянного контроля состояния топлива;
  • исключение возможности перелива при сливе и наливе топлива.

Классификация топливных резервуаров:

Топливные резервуары классифицируются по виду топлива, форме, расположению и материалу изготовления.

По виду топлива

По виду хранимого топлива резервуары делятся на две группы:

  • для хранения СУГ (сжиженных углеводородных газов);
  • для хранения жидкого топлива.

Вторая группа резервуаров может быть многокамерной или однокамерной. Многокамерные резервуары являются оптимальным вариантом для небольших АЗС, площадь которых не позволяет сформировать полноценный резервуарный парк. Благодаря емкостям, разделенным внутренними перегородками на отдельные отсеки, они могут обеспечивать клиентов всеми марками горючего.

По форме

Топливные резервуары по конфигурации делятся на:

  • цилиндрические вертикальные;
  • цилиндрические горизонтальные;
  • специальные (прямоугольные, сфероидальные и т.д.).

Горизонтальные резервуары могут иметь плоские, конические или сферические днища. Наиболее распространенными являются конструкции со сферическими днищами, но в емкостях объемом до 20 куб. м используются только плоские.

Вертикальные резервуары оборудуются одной горловиной, горизонтальные – двумя (одна из них служит для обвязки, вторая – для обслуживания в качестве люка-лаза).

Топливные резервуары выпускаются в двух исполнениях: одностенные и двустенные. В двустенных модификациях межстенное пространство заполняется антифризом, азотом или инертным газом.

По материалу

В основном, топливные резервуары изготавливаются из сталей различных марок – от стали обыкновенного качества до антикоррозионной. Существуют и эластичные емкости (нефтетанки), изготовленные из полимерных материалов, способных выдержать диапазон температур ±60°С.

Резервуары, предназначенные для подземной установки, покрываются наружи резинобитумными мастиками, для наземной – эмалями и специальными красками по грунтовке.

По расположению

По способу размещения резервуары для топлива делятся на три группы:

  • наземные;
  • подземные;
  • полуподземные.

Полуподземные емкости применяются на АЗС крайне редко. Они частично заглубляются в грунт. При их установке должно соблюдаться правило: от поверхности земли до зеркала топлива должно быть не более двух метров.

Наземные вертикальные резервуары монтируются на железобетонном фундаменте, горизонтальные – на двух опорах (стальных или железобетонных).

Подземные резервуары – самые безопасные из всех существующих. Они полностью погружаются в грунт, причем расстояние от поверхности земли (планировочной отметки территории АЗС) до зеркала топлива должно быть не менее 200 мм.

Горизонтальные подземные резервуары в обязательном порядке оборудуются технологическими колодцами, в которых монтируется дополнительное оборудование.

Комплектация топливных резервуаров

Топливные резервуары комплектуются оборудованием, обеспечивающим их безопасную эксплуатацию:

  • огневыми предохранителями;
  • приемо-раздаточными устройствами;
  • фильтрами;
  • дыхательной аппаратурой;
  • муфтами и ограничителями и пр..

Температурный режим хранения топлива поддерживается за счет подогревателей – паровых или водяных.

Аварийный резервуар для слива топлива

На АЗС ежедневно происходит операция заправки резервуаров топливом. И каждый раз имеется риск разгерметизации сливного шланга. На практике такой казус случается крайне редко, но, тем не менее, проектом АЗС предусматриваются мероприятия по ликвидации возможных проливов. Площадки слива топлива устроены таким образом, что пролитая жидкость не растекается по территории АЗС, а стекается к приемному колодцу. Оттуда по трубе она самотеком транспортируется в резервуар аварийного слива топлива. На эту роль обычно выбираются одностенные резервуары емкостью от 10 до 15 куб. м. Объем емкости выбирается в соответствии с самой большой секцией бензовоза, которым планируется доставлять топливо на АЗС.

Аварийные резервуары устанавливаются под землей. Требования безопасности к такого рода емкостям такие же, как и для основных резервуаров. Кроме того, аварийный резервуар оборудуется:

  • линией деаэрации: она состоит из наземного вертикального трубопровода высотой 4 метра. На его верхнем конце устанавливается предохранительный реверсивный пневмоклапан с огнепреградителем. Клапан отсекается запорной арматурой, которой пользуются во время проведения испытаний емкости на герметичность.
Перейти к верхней панели